Проверки малого бизнеса в 2021 году план

проверки малого бизнеса в 2021 году план

Основные изменения в законодательстве о проверках в 2020 – 2021 годах

С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон о государственном и муниципальном контроле

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней (с учетом ряда особенностей). Новые правила действуют и в отношении проверок, которые запланированы в 2020 году, но начнутся после 30 июня 2021 года.

Плановые выездные проверки, которые должны начаться 31 июля или позднее, контрольный орган может заменить новой формой контроля – инспекционный визит. Решение о замене принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проверки. В течение 10 рабочих дней о решении должно быть уведомлено проверяемое лицо.

Отметим, что новый закон распространяется не на все виды контроля.

С 1 января по 31 декабря 2021 года проверки могут проводиться дистанционно

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Правительство установило, что в течение всего года юрлиц и ИП можно проверять с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- и видеосвязь.

С 1 января 2021 года приостановлены плановые проверки малого бизнеса

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:

– организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;

– с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Полный перечень исключений содержится в п. 8 правительственного постановления.

С 1 января 2021 года изменятся правила определения категорий пожарного риска

Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1662

Главное изменение – каждому объекту защиты категория присваивается индивидуально. Сначала определяется категория риска группы объектов защиты, а затем применяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.

Индекс индивидуализации учитывает социально-экономические характеристики объекта защиты, а также добросовестность подконтрольного лица.

С 1 января 2021 года заработают новые правила ведомственных проверок государственных медучреждений

Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 787н

Дополнительно станут проверять, соблюдает ли учреждение:

– положения об организации медпомощи;

– правила диагностических исследований;

– права граждан в сфере охраны здоровья;

– порядок проведения экспертиз, диспансеризации, осмотров и освидетельствований;

– требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

С 20 ноября 2020 года направить запрашиваемые инспекцией труда документы можно онлайн

На портале "Онлайнинспекция.рф" в личном кабинете работодателя доступны новые сервисы:

– "Электронная проверка" – позволит через Интернет направить документы в ГИТ в ходе проверки;

– "Категория риска" – поможет подать заявление о снижении категории риска и отследить решение инспекции;

– "Банк предприятий и организаций" – через него можно узнать о соблюдении трудового законодательства в организации.

С 19 октября 2020 года запрещено ликвидировать компанию в период камеральной таможенной проверки

Федеральный закон от 20.07.2020 N 229-ФЗ

Ранее запрет касался только выездных таможенных проверок.

С 8 октября 2020 года действуют новые правила контроля в госзакупках

Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576

Правила распространяются на заказчиков всех уровней. В отношении заказчиков проводятся плановые (по общему правилу длительностью не более 20 рабочих дней) и внеплановые (не более 10 рабочих дней) проверки. О продлении проверки заказчик уведомляется письмом, направленным по почте, факсу или электронной почтой. После 1 июля 2021 года такие уведомления рассылаться не будут, достаточно будет размещения информации в ЕИС.

С 29 сентября 2020 года действуют новые основания для проведения внеплановых проверок аптек и медорганизаций

Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 893н

Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 888н

Новым основанием для проверки аптек является двукратный и более рост количества приобретенных и проданных лекарств, подлежащих ПКУ. Индикатором может быть также двукратное и более превышение средних показателей отпуска таких лекарств для аптек этого же субъекта за квартал по сравнению с предыдущим кварталом.

Основанием для внеплановой проверки медорганизации будет двукратный и более рост количества актов, протоколов, заключений или иных документов о результатах клинических испытаний медизделий, выданных медорганизацией, за календарный год в сравнении с предшествующим годом.

С 17 сентября 2020 года отменены плановые проверки в сфере защиты прав потребителей

Постановление Правительства РФ от 04.09.2020 N 1351

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей не проводятся плановые проверки в отношении изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций и ИП, импортеров, владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах.

С 11 сентября 2020 года действует обновленное положение о фитосанитарном контроле и надзоре

Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1304

Самое значимое новшество состоит в том, что установлены правила о риск-ориентированном подходе. Изначально проверяемые субъекты относятся к категории низкого риска, что исключает плановые проверки.

С 24 августа 2020 года действует новый стандарт государственного и муниципального финансового контроля

Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235

Установлены конкретные сроки передачи проверяющими документов, которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий. Например, копия распоряжения о назначении проверки должна быть вручена не позднее чем за 24 часа до ее начала.

Закреплены права проверяющих. В частности, они могут использовать средства видеофиксации, а также назначать экспертизы.

По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней, выездная проверка или ревизия – не более 40 рабочих дней.

Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены в течение 15 рабочих дней после окончания мероприятия. Стандарт предусматривает требования к порядку оформлению результатов проверок.

С 17 августа 2020 года решения некоторых контрольных органов можно обжаловать через портал госуслуг

Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108

Через портал госуслуг можно пожаловаться на проверки, проводимые по линии МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора.

28 февраля 2020 года ВС РФ разъяснил, сколько должна длиться проверка юрлица, имеющего филиалы

Определение ВС РФ от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540

Предельный срок плановых проверок в 60 рабочих дней складывается из длительности проверок в отношении самой организации и всех ее обособленных подразделений.

Развернутый пример того, как нужно считать сроки проверок исходя из позиции Верховного суда, можно найти в постановлении 9-го ААС.

С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон, который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

Пробежимся по основным изменениям.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

  • Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • Информационная система досудебного обжалования;
  • Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.

Определены способы сокращения количества проверок

Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год — особенности формирования

Приветствую, друзья! Планы проведения плановых проверок в 2021 году будут формироваться с учётом новых особенностей, утверждённых постановлением Правительства РФ буквально вчера. Что это за особенности такие и как они повлияют на плановые проверки в новом году, вы узнаете из нашей сегодняшней заметки. Вы также сможете скачать соответствующее постановление и обсудить его с руководством. Теперь подробности.

Итак, предметом разговора является постановление Правительства от 30 ноября 2020 г. № 1969, которым утверждаются особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, а также проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юр. лиц и ИП.

Постановление № 1969 опубликовано на официально интернет-портале правовой информации и вступило в силу 30.11.2020 г.

В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства № 1969 контрольно-надзорным органом придётся попотеть, поскольку им необходимо до 15 декабря текущего года привести все свои зверские планы в соответствии с новыми особенностями. От ведомств некоторых регионов бывает и самих планов проверок не дождёшься в новом году, а тут ещё и особенности добавить.

Документ по содержанию небольшой, поэтому приведём почти весь текст, за исключением изменений в пункт 7 Правил подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок. Интересующиеся смогут ознакомиться с этими изменениями в самом документе.

Какие планы проведения плановых проверок на 2021?

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

2. Органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «0 государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включённой в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год (далее — ежегодный план), может быть принято решение о проведении вместо неё инспекционного визита.

3. О проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения, указанного в пункте 2 настоящего постановления.

1. Под инспекционным визитом в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путём взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
2. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
3. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
5. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
6. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
7. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 — 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», ст. 70 «Инспекционный визит»

4. Указываемый в ежегодном плане срок проведения плановых проверок по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учётом особенностей исчисления предельных сроков проведения проверок, установленных частью 7 статьи 72 и частью 7 статьи 73 указанного Федерального закона.

5. Плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

У нас на Блог—Инженера Умная подписка, благодаря которой вы будете получать только интересующую вас информацию. Бесплатно

6. Включённые в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана, в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

7. За исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего постановления, при формировании ежегодных планов в них не включаются плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесённых в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты малого предпринимательства).

8. Ограничения, установленные пунктом 7 настоящего постановления, не распространяются на:

а) плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

б) плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

в) плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определённого в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодном плане помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;

г) плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного контроля;

д) плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках:

  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определённых Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

9. Утверждённые ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.

Далее 10 пункт о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки планов проверок. Опустим.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Для получения дополнительной информации о плановых проверках пользуйтесь Всеищущим поиском.

На этом всё. Комментарии и рейтинговые звёздочки как всегда приветствуются!