Инфраструктура поддержки бизнеса

инфраструктура поддержки бизнеса

Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова Т. А.

Статья содержит понятия «инфраструктура», «инфраструктура поддержки малого бизнеса». Отражает основные элементы и объекты инфраструктуры поддержки малых предприятий. В статье описывается роль инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны и нормативно-правовое регулирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотникова Т. А.

Infrastructure of support of small-scale business in Russia

This article contains the term " infrastructure ", " infrastructure support for small businesses". Also this article presents the basic elements of infrastructure support for small businesses. The article describes the role of an infrastructure support for small businesses in national economic development and legal regulation of infrastructure support for small businesses

Текст научной работы на тему «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России»

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

12.12. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Плотникова Т.А., соискатель, Институт экономики и антикризисного управления

Контакты автора: plotnikova_tn@mail.ru

Аннотация. Статья содержит понятия ««инфраструктура» «инфраструктура поддержки малого бизнеса» Отражает основные элементы и объекты инфраструктуры поддержки малых предприятий. В статье описывается роль инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны и нормативно-правовое регулирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, инфраструктура, поддержка малого бизнеса

INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL-SCALE BUSINESS IN RUSSIA

Plotnikova T.A., the competitor, Institute of economy and anti-recessionary management

Annotation: This article contains the term "infrastructure", "infrastructure support for small businesses". Also this article presents the basic elements of infrastructure support for small businesses. The article describes the role of an infrastructure support for small businesses in national economic development and legal regulation of infrastructure support for small businesses.

Keywords: small business, infrastructure, support for small business

Устойчивое развитие российской экономики, поддержание заданных темпов роста макроэкономических показателей в посткризисный период зависит от множества факторов. Одним из ключевых сегментов, обеспечивающего должную экономическую инициативу является малый бизнес, устойчивое развитие которого позволит достичь задач, связанных с модернизацией и развитием инноваций.

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. И не смотря на несовершенство политики по поддержке малого бизнеса, из года в год количество малых предприятий возрастает, этому свидетельствуют данные Росстата, которые приведены на рисунке 1.

1 600,0 1 500,0 § 1 400,0

Л 1 100,0 1 000,0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Год

Рис. 1 Динамика изменений количества малых предприятий в России в период с 2000-2009 гг., тыс.ед.

Рис. 1 Динамика изменений количества малых предприятий в России в период с 2000-2009 гг., тыс.ед.

Проанализировав динамику количества малых предприятий в России за последние 10 лет (с 2000 года по 2009 год), можно сделать вывод о том, что начиная с 2002 года количество малых предприятий непрерывно растет. За 8 лет количество предприятий увеличилось практически на 720 тыс.ед., что свидетельствует о том, что малый бизнес в России постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.

Одним из ключевых факторов, позволяющих сохранить заданные темпы роста количества малых предприятий является развитие инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование малого бизнеса.

В России наблюдается прямая зависимость роста числа предприятий малого бизнеса, от роста и расширения инфраструктуры по поддержки малого предпринимательства.

Действующая в регионах инфраструктура поддержки развития малого бизнеса не только не выполняет полном объеме возложенных на нее функций, но и «оттягивает» существенную часть средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг. На сегодняшний день можно сказать, о неудовлетворенности субъектов малого предпринимательства в развитости инфраструктуры. И до тех пор, пока не будет налажен контакт между малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса, все усилия государства направленные на стимулирование малого предпринимательства не будут достигать необходимого эффекта.

Итак, что же такое инфраструктура? Что включает в себя инфраструктура поддержки малого предпринимательства?

Термин «инфраструктура» впервые в экономической литературе появился в конце 40-х гг. ХХ в. Американский экономист П.Н. Розенштейн – Родан дал объяснение инфраструктуры, как комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

В России проблемы функционирование и развитие инфраструктуры стали подробно изучать в 70-е гг. XX в. Исследования по вопросам инфраструктуры велись в следующих направлениях:

политэкономический подход, включающий выяснение функций и сущности инфраструктуры, ее роли в воспроизводственном процессе. Данные вопросы получили освещение в работах В.А. Жамина «Инфраструктура при социализме», А. Ю. Шарипова «Экономическая сущность инфраструктуры при социализме», В. П. Красовского «Инфраструктура и интенсификация экономики»;

отраслевой подход, нацеленный на изучение проблем развития и размещения отдельных инфраструктурных отраслей и объектов. Исследование инфраструктуры в данном направлении позволило более четко раскрыть ее функциональное назначение в экономической системе. Проблемами изучения инфраструктуры с позиций отраслевого подхода занимались И. Ф. Чернявский «Инфраструктура и эффективность, общественного производства», В. Г. Терентьев «Проблемы функционирования и развития инфраструктуры

народного хозяйства», В. Н. Стаханов «Экономика инфраструктуры общественного производства»;

региональный подход, выражающийся преимущественно в изучении развития инфраструктуры в конкретных регионах. Значительные внутрирегиональные различия повлияли на уровень развития и размещения инфраструктурных отраслей, эффективность их функционирования. Научные исследования инфраструктуры с позиций пространственной стратегии и региональной политики в 70-80-х гг. прежде всего, были нацелены на разработку исходных положений и рекомендаций, способствующих повсеместному улучшению функционирования инфраструктуры и сглаживанию диспропорций в ее развитии. В этом направлении работали Б.Х. Краснопольский «Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера», В. А. Прокофьев «Управление отраслями инфраструктуры в системе региона»;

оценочный подход, включающий количественное измерение, уровня развития, использования инфраструктуры и уровня обеспеченности экономики инфраструктурой.

В общем итоге в российской экономической науке понятие инфраструктуры разделялось на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т.д. Во вторую группу входят отрасли, непосредственно не связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.

Таким образом, под инфраструктурой следует понимать комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития и функционирования поселений и межселенных территорий, а инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности является подсистемой в экономической системе.

Рассмотрев толкование термина «инфраструктура» можно вывести определение, интересующей нас инфраструктуры поддержки малых предприятий.

Инфраструктура поддержки малых предприятий -это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, обеспечивая тем самым нормальные условия жизнедеятельности, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров, работ и услуг.

Цель формирования инфраструктуры малого предпринимательства является обеспечение потребностей малых предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения бизнеса. Систему инфраструктуры поддержки малого бизнеса можно разделить на следующие элементы: система финансирования малого бизнеса – это и система микрофинансирования, и взаимного кредитования, страхования, и лизинга;

система, связанная с обеспечением имущественных проблем малого бизнеса – это бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационные центры, производственно-технологические центры и т.д.;

система консалтинга, информационно-консультационная поддержка по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, патентированию, управле-

нию персоналом, бухгалтерскому и налоговому учету, юридические услуги). Сюда же входит получение и обработка информации, производство программного обеспечения, услуги по созданию и использованию баз данных, развитие электронных форм ведения бизнеса с использованием современных информационных технологий, объединения информационных ресурсов предпринимательства;

система аутсорсинга и аутстаффинга, связанная с привлечением ресурсов, сторонних организаций с целью профессиональной поддержки бесперебойной работы отдельных бизнес-процессов, тем самым, освобождая компанию от необходимости содержать дорогостоящий штат и предоставляя возможность пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов, сюда же входит лизинг персонала;

система, связанная с подготовкой и переподготовкой, обучением кадров (как специалистов управленческого звена, так и работников рабочих специальностей);

расширение деловых возможностей малых предприятий – это новый элемент инфраструктуры, которому следует уделять особое внимание в будущем. Развитие межрегиональных и международных связей, способствующее продвижению товаров малых предприятий на межрегиональные и международные рынки, налаживанию различных форм производственной кооперации малых предприятий, включая субконтрактные отношения с предприятиями среднего и крупного бизнеса как внутри страны, так и за рубежом, а также обеспечение участия малых предприятий в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, конференциях, семинарах, деловых встречах;

и последний элемент инфраструктуры – это система формирования правовой базы. Данный элемент занимается разработкой законодательно нормативных документов, мониторингом применения законодательства, внесением законодательных предложений по развитию малого бизнеса.

На рисунке 2 представлена схема инфраструктуры, на которой отражены элементы инфраструктуры и их объекты.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, – повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предприним ател ьства.

Основная задача, формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, заключается в создании таких условий его функционирования, которые способны обеспечить предпринимательским структурам необходимую норму прибыли.

Задачи, цели и пути формирования системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, определены ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Закон предусматривает оказание финансовой, имущественной, консультационной поддержки предприятиям малого среднего бизнеса.

Плотникова ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Т.А.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Одной из основных задач системы государственной инфраструктуры является координирующая, связующая роль в осуществлении деятельности системы поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в целом.

Для выполнения целей и задач государственной политики, необходимо создание объектов инфраструктуры, которые будут реализовывать поставленные перед ними задачи, связанные с развитием малого бизнеса.

Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при участии государства, имеет ряд недостатков: нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях;

неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки;

недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг.

Факты свидетельствуют, что приблизительно 50% малых фирм разоряются в первый год существования. В течение пяти лет прекращают свое существование более 80% частных фирм. Таким образом, более вероятным исходом для любого бизнеса является его крах, нежели процветание. И лишь компании с большим стажем работы обычно уже не исчезают с рынка. Для малых предприятий в первые годы создания необходима финансовая поддержка, но, даже получив такую поддержку со стороны государства, нет гарантии в том, что такие предприятия будут успешно функционировать, развиваться и приносить стабильную прибыль, а не ликвидируется в ближайшие годы. Это связано с тем, что финансовая нестабильность предприятия является не единственным ключевым фактором, влияющим на устойчивое развитие малого предприятия.

От того, как эффективно действует инфраструктура, зависит то, насколько весомую помощь от государства получают малые предприятия. Поэтому это направле-

ние является приоритетным в программе по развитию и поддержке малого предпринимательства.

Таким образом, развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса является комплексной, межотраслевой и региональной проблемой, решение которой возможно только при тесной взаимоувязке перспектив развития всех регионов страны с решением задач развития отдельных инфраструктурных отраслей.

1 Федеральный закон от 24.07.2007г. Ы209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/;

Сухова С. А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в современной экономике: Дис. кандидата экономических наук; 08.00.05 – Тамбов, 2008. – 166 с. ил.;

Петрова С. В. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности: Дис.. кандидата экономических наук; 08.00.05 – Санкт-Петербург, 2009. – 215 с.ил.;

Щеклеин К. А. Формирование стратегии инфраструктуры малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: Дис.. кандидата экономических наук; 08.00.05 – Санкт-Петербург, 2007. – 166 с. ил.

1. Federal Law of 24. 07. 2007g. N209-FZ "On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation";

2. Federal State Statistics Service http://www. gks. ru/;

3. Sukhova S.A. Infrastructure provision business in the modern economy: Dis. Ph. D. in economics; 08. 00. 05 – Tambov, 2008. – 166;

4. Petrov S.V. Formation and development of infrastructure to ensure business: Dis. Ph. D. in economics; 08. 00. 05 – St. Petersburg, 2009. – 215;

5. Scheklein K.A. The formation of strategy infrastructures of small and medium businesses in the Russian Federation: Dis. Ph. D. in economics, 0800. 05 – St. Petersburg, 2007. – 166.

на статью соискателя Плотниковой Т.А. «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России»

Статья Т. А. Плотниковой посвящена определению основных инструментов поддержки малого бизнеса и роли инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку доля малого бизнеса в ВВП России составляет 23% и этот показатель из года в год имеет только положительную динамику роста. Для поддержания и становления малых предприятий необходима четкая и действенная инфраструктура по поддержки малого бизнеса.

Автор обращает внимание на рост численности предприятий малого бизнеса в России за десятилетний период. Четко проведена динамика данного показателя, что, безусловно, отражает необходимость поддержания инициатив со стороны государства, снижения барьеров для становления малых предприятий. Тем самым происходит развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В статье раскрыто понятие «инфраструктуры». Следует отметить, что достаточно полно и наглядно отражены объекты и элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Научная статья Т. А. Плотниковой «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Проректор по качеству и прогрессивным технологиям

д.э.н. Д.И. Ряховский

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Инфраструктура поддержки бизнеса

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон) инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность для обеспечения реализации государственных программ, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Согласно статьи 15.1 Закона АО «Корпорация «МСП» обеспечивает формирование и ведение единого реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также опубликование набора открытых данных.

В связи с частыми обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в адрес АО «Корпорация «МСП» по вопросу ведения реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в части предоставления сведений о наличии сертификатов, подтверждающих соответствие организации установленным требованиям, сообщаем следующее:

Обращаем внимание, в соответствии с приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 13 июня 2017 г. № 286 реквизиты таких сертификатов указываются только в случае их наличия у организации.

В этой связи данное поле не является обязательным для заполнения и не требует отдельного проведения сертификации в целях включения в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Инфраструктура поддержки бизнеса

В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства в городе Саратове открыта телефонная линия по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства. Телефон «горячей линии» 26-01-36. Обращаться можно в рабочие дни с 9-00 до 18-00 часов

Новости

  • Всероссийская перепись населения 2020 года
  • Дороги Саратова
  • Здравоохранение
  • Конкурс социальных проектов некоммерческих организаций
  • Культура
  • Молодежь
  • Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского
  • Национальные проекты
  • Новости общественной палаты города
  • Новости Саратова
  • Образование
  • Официальный комментарий
  • По материалам газеты Саратовская Панорама
  • Поддержка малого и среднего бизнеса
  • Работа с несовершеннолетними
  • Саратов – город будущего
  • Спорт
  • Уборка города от снега
  • Увек – волжская Троя
  • Управление по труду и социальному развитию
  • Формирование комфортной городской среды

Новости районов города

  • Волжский
  • Заводской
  • Кировский
  • Ленинский
  • Октябрьский
  • Фрунзенский

Архив новостей

  • Государственная инспекция труда в Саратовской области информирует
  • Бюджет города
  • Земля в Саратове: оформление, приватизация, необходимые документы, земельный налог
  • Сфера ЖКХ
  • OnLine сервис заполнения электронных паспортов
  • Раскрытие информации об управляющих организациях
  • Социальная сфера
  • Летняя оздоровительная кампания
  • Обладатели премии "Успех"
  • Лауреаты премии «Юные дарования Саратова»
  • Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
  • Антинаркотическая кампания
  • Антиалкогольная кампания
  • Проекты решений внесенных в Саратовскую городскую Думу
  • Информация о признании утратившими силу, о признании судом недействующими, о государственной регистрации муниципальных нормативных актов
  • Муниципальный контроль
  • Памятки населению
  • Телефон доверия для детей и подростков
  • Обеспечение жильём молодых семей
  • Инвесторам
  • Бренд Саратова
  • Поддержка малого и среднего бизнеса
  • Схемы размещения нестационарных торговых объектов и сезонных (летних) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов»
  • Границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории муниципального образования «Город Саратов»
  • Защита прав потребителей
  • Рынок труда города Саратова
  • Охрана труда
  • Центр занятости населения города Саратова
  • Пассажирский транспорт
  • Отбор перевозчиков для перевозки пассажиров и багажа
  • Закупки для муниципальных нужд»
  • Административная реформа
  • Открытые данные
  • Профилактика терроризма и экстремизма
  • Реализация антикоррупционной политики
  • Конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом
  • Реклама
  • Открытые конкурсы по определению исполнителя для аудиторской проверки
  • «Горячая линия» по вопросам обеспечения функционирования объектов жизнеобеспечения и транспортного сообщения
  • «Телефон доверия» по вопросам применения «серых схем» выплаты заработной платы
  • Городской центр размещения рекламы»
  • Защита населения и территорий г. Саратова от ЧС
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Общественные и межнациональные отношения
  • Переселение граждан из аварийного жилья
  • Оценка регулирующего воздействия
  • Опрос населения по оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Саратовской области
  • Прокурор разъясняет
  • Зеленая карта
  • Сведения о местах организации и проведении ярмарок
  • Документы стратегического планирования
  • 01 сообщает
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации
  • Дорожная инспекция ОНФ
  • Комиссия по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений
  • Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов"

© Администрация муниципального образования
«Город Саратов», 2018

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ресурс обязательна.